Вопрос: В наше время реформ за все ошибки и поспешности отвечают, к сожалению, дети. Они имеют огромную нагрузку в общеобразовательной школе (у нас сейчас третьеклассники имеют по 6! уроков в день.) Из школы их отпускают примерно в 14-30. Таким образом - обучение в ДМШ начинается с 15 часов, и учеба в ДМШ – это 7-8 часов в неделю. Учащиеся ДМШ - это и одаренные, и умные, и ответственные дети, но в общеобразовательной школе отношение к ним самое ужасное. Там делают все, чтобы усложнить этим детям жизнь: задерживают на последних уроках, устраивают дополнительные и ненужные уроки (6 и 7 часы), а объемы домашних заданий ужасают. Как нам, преподавателям, в дальнейшем готовить самых лучших к профессии, если детям некогда заниматься?
Ответ: Вы затронули очень важные проблемы, стоящие перед детскими школами искусств, именно те проблемы, которые имеют социальный, системный характер, и решение которых, в большей степени, связано с преодоление многих негативных тенденций последнего двадцатилетия. Есть надежда, что новый закон "Об образовании в Российской Федерации" постепенно позволит изменить ситуацию, так как в нем предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений, и дополнительное образование в детских школах искусств может учитываться как совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статья 15). Конечно, все эти нормы закона постепенно будут входить в нашу жизнь, но мне кажется, что данное взаимодействие двух школ - общеобразовательной и школы искусств - реально и взаимовыгодно.
Вопрос: Первое. Как в ДШИ будет представлено общемузыкальное или же – шире - общеэстетическое направление образования, которое определяло содержание образования в ДМШ, ДШИ. Ведь если мы готовим любителя музыки, то средства и содержание программ не будет совпадать с целями и задачами предпрофессиональной подготовки (узкоспециальными). Второе. Прием в школу предполагает проведение отбора детей; значит не все дети смогут получить общее музыкальное образование, не противоречит ли это законодательству?
Ответ: Цели общего музыкального (общего эстетического, общего художественного) образования не противоречат направленности и содержанию предпрофессиональных программ. Именно предпрофессиональные программы имеют весь спектр возможностей в художественном образовании и воспитании детей. Почитайте внимательно федеральные государственные требования (например, по программе "Фортепиано" и другим программам): "ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства". Многих смущает формулировка "выявление одаренных детей", но данная задача всегда ставилась перед детскими школами искусств, Вы почему-то ограничиваете наши традиции только общехудожественным образованием. Но "выявление одаренных детей" - это длительный процесс, государство "дает" нашим школам на этот процесс даже 8-9 лет! В этом процессе мы выявляем особенно способных, но ВСЕ дети при этом получают качественное образование, основные показатели этого качества как раз и указаны в этом цитируемом фрагменте. Не следует также трактовать предпрофессиональные программы как программы особой сложности. В ваших программах учебных предметов вы можете отразить различные по уровню сложности, например, исполнительские программы и т.д. Кроме того, введение предпрофессиональных программ не исключает действие общехудожественных программ. И еще - у нас прием в школы существовал всегда, школы всегда "отбирали" детей (надеемся, что конкурс на все программы школы у нас будет только увеличиваться).
Вопрос: В связи с введением новых образовательных программ, в устав учреждения были внесены новые формулировки ОП, а именно:
" Учреждение осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности:
- реализация образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности;
- реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств".
Достаточно ли таких формулировок, и можно ли оставить название "художественно-эстетической направленности"?
Ответ: Лучше названия действующих программ оставить в том виде, в котором они сейчас сформулированы, а вот новые программы - назвать соответственно законодательству - правильно, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Что касается деления всех дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные - это дело будущего, применение новой терминологии будет возможно с момента вступления в действие нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Вопрос: Где можно посмотреть ФГТ "Фортепиано" и ФГТ "Хореографическое творчество"?
Ответ: Все федеральные государственные требования размещены на сайте Министерства культуры Российской Федерации www.mkrf.ru. Путь поиска: рубрика "Министерство", далее - Департаменты - Департамент науки и образования - Нормативное правовое регулирование образовательных учреждений культуры и искусства - Детские школы искусств. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 158, Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163.
Вопрос: Если школа не успевает разработать предпрофессиональные образовательные программы и в итоге этого не получит лицензию на образовательную деятельность по этим программам, может ли она провести набор на будущий 2013-2014 учебный год по дополнительным образовательным программам, а по мере создания предпрофессиональных, уже в 2014 году перейти на обучение по ним, грозит ли ей это закрытием, либо другими карательными мерами? Ведь в положении о школе сказано, что она может осуществлять свою деятельность, как по дополнительным образовательным программам, так и по предпрофессиональным образовательным программам. Обязателен ли переход на обучение по предпрофессиональным программам именно в 2013 году?
Ответ: Основным признаком детской школы искусств, как особого вида учреждения дополнительного образования детей, является реализация предпрофессиональных программ. Детская школа искусств может реализовывать и другие дополнительные общеобразовательные программы. Федеральное законодательство вступило в силу, и школа обязана его выполнять, а следовательно - организовать прием детей в мае 2013 года.
Вопрос: При введении предпрофессиональных программ в школе не предусматривается использовать вариативную часть, ссылаясь на недостаточное финансирование. Законно ли это?
Ответ: Наличие вариативной части прописано в ФГТ, следовательно, вариативная часть является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. Количество часов, отводимое на ее реализацию, обсуждается с учредителем. Школа должна учитывать не только финансовые, но и материально-технические (достаточно ли аудиторий, например), кадровые возможности.
Вопрос: Должно ли утверждаться расписание занятий Детской музыкальной школы в Санэпидемстанции? Если я правильно понимаю, данная инстанция может проверить соответствие нашего расписания нормативам. А утверждать всю школьную документацию (учебные планы, программы, расписание) школа должна самостоятельно, без согласования с кем-либо. Или я ошибаюсь? На какой нормативный документ необходимо опираться в этом вопросе?
Ответ: Детская школа искусств самостоятельно разрабатывает образовательные программы, программы учебных предметов, графики образовательного процесса и - конечно - расписание занятий. Данные нормативные документы не должны противоречить законодательству об образовании. О самостоятельности образовательного учреждения, связанной с разработкой данных документов, указано в действующем федеральном законе "Об образовании" (статья 32), Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, а также - в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам.
Вопрос: Каков механизм финансирования дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ?
Ответ: На сегодняшний момент механизмом финансирования детских школ искусств как бюджетных или автономных учреждений является государственное (муниципальное) задание, определяемое учредителем. Величина финансовых средств зависит, в основном, от количества обучающихся. Готовятся документы о передаче части полномочий по обеспечению деятельности учреждений дополнительного образования детей органам власти субъекта РФ.
Вопрос: "Головная боль" школ искусств России - необходимость соблюдения требований СанПиН: 10-минутных перерывов и особенно - окончания занятий в 20.00.Учитывая все более возрастающую нагрузку детей в общеобразовательных школах, вырабатывать учебный план даже в старом варианте становится технически сложно. Не планируется, в связи с ФГТ, написание новых СанПиН для детских школ искусств, реализующих предпрофессиональные программы?
Ответ: Министерством культуры Российской Федерации направлены предложения по изменению санитарных правил и норм для детских школ искусств (в том числе, и по продолжительности перерывов между уроками). Но окончание учебных занятий в 20.00 - не только требования СанПиН, но и выполнение норм пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей (кстати, и Вы сами пишете – что нагрузка все возрастает).
Вопрос: Должна ли быть написана образовательная программа по каждой специализации (согласно ФГТ), которая будет включать общие моменты реализации, например: для кого предназначена программа, сроки и условия реализации, критерии оценок по учебным предметам, которые входят в учебный план , программа творческой деятельности уч-ся и т.д. и к ней будут прилагаться программы по учебным предметам. Или нужна одна общая образовательная программа ДШИ, где будут прописаны все специализации, по которым реализуются программы предпрофобразования и художественно-эстетической направленности? А может нужно и то и другое?
Ответ: В соответствии с федеральными государственными требованиями детская школа искусств должна разработать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу (например, "Фортепиано", "Струнные инструменты", "Живопись" и т.д.). На сегодняшний момент перечень предпрофессиональных программ состоит из 13 программ. То есть, если Ваша школа лицензирует, например, 5 предпрофессиональных программ, следовательно, столько программ она и должна разработать. Требования к структуре такой программы сформулированы в ФГТ (раздел IV). Состоит программа из 7 частей, в том числе, учебные планы, программы учебных предметов и т.д.
Вопрос: Я изучаю ФГТ практически каждый день, но там нигде не указано, что изучение предметов может заканчиваться в середине года. Честно говоря, в нашем городе это никому и в голову не пришло, т.к. ДМШ и ДШИ такое обучение не практиковали, все предметы всегда велись до конца учебного года. Тем не менее, в новых условиях это, по-видимому, возможно.
Ответ: Действительно, учебные предметы могут заканчиваться в середине года, при этом может меняться нагрузка у преподавателя во втором полугодии. Именно так происходит и в профессиональном образовании. Просто мы привыкли, что нагрузка преподавателя одинакова в обоих полугодиях, а предмет может иметь только четное количество полугодий.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, предмет "сольное пение" будет со временем включен в ФГТ? Я работаю в школе по этой специальности третий год. Могу ли я продолжать делать набор по своему предмету?
Вопрос второй: Если в нашей школе нет хорового отделения, можно ли с сентября 2013 года открыть отделение "Хоровое пение" по программе ФГТ, а детей, обучающихся по специальности "Сольное пение" перевести на это отделение.
Ответ: Отсутствие образовательной программы "Сольное пение" в перечне дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ не означает ее исключение из образовательного процесса детских школ искусств. Вы можете продолжать ее реализацию в том качестве, в котором данная программа реализуется в настоящее время. При приеме детей на предпрофессиональную программу "Хоровое пение" в 2013 году в первый класс, Вы можете принять вокалистов также только в первый класс.
Вопрос: У нас базовая ДШИ при музыкальном училище (т.е. школа, где студенты проходят практику). Устав, лицензию, печать имеет училище, и общее руководство школой осуществляет директор училища, а школа, как таковая, не имеет выше указанных документов, собственного руководителя и завуча. У меня вопрос, необходимо ли нам разрабатывать новые предпрофессиональные программы или можно работать по своим старым программам?Ответ: Детские школы искусств, как структурные подразделения, в настоящий момент открываются даже в консерваториях и институтах искусств. Высшие учебные заведения лицензируют предпрофессиональные программы. Ваша школа - базовая, а значит, выполняет функции подготовки учащихся к поступлению в Ваше музыкальное училище, что совпадает с задачами, которые решают предпрофессиональные программы.
Вопрос: Существует ли документ, позволяющий педагогу, приступившему к работе в сентябре, не выставлять учеников на первый декабрьский академический зачет? (в классе учащиеся нового набора и учащиеся педагога, который работал с этими детьми ранее).
Ответ: Только в локальном акте школы можно прописать те нормы, которые касаются процедуры отмены или переноса аттестации учащихся (то есть изменения графика аттестационных процедур). Такой нормативный документ обычно называется Положение о порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что на предпрофессиональные программы предполагается зачисление только новых учащихся (т.е. прием в 1 класс), а перевод уже обучающихся (скажем, перспективных детей) невозможен?
Ответ: Перевести на предпрофессиональные программы детей, обучающихся сегодня по действующим программам (из второго, третьего и других классов) невозможно, так как в 2013 году будет только первый предпрофессиональный класс.
Вопрос: Наша ДШИ находится в небольшом здании. На художественном отделении имеется 2 скромных по размерам кабинета, но все, что необходимо для образовательного процесса есть: художественное оборудование, мини-библиотека, натюрмортный фонд и даже офортный станок (это все очень компактно расположено в 2 кабинетах), постановки приходится ставить в холле. Но ФГТ предполагают наличие мастерских, аудиторий для теоретических занятий, методического фонда, библиотеки, выставочного зала. Все эти помещения, безусловно, должны быть для профессионального обучения. Но где брать помещения? Предполагается ли материальная поддержка для оборудования классов и улучшения бытовых условий? Раз ступень предпрофессиональная, значит и условия для занятий должны быть серьезными.
Ответ: Развитие системы детских школ искусств предусмотрено в федеральных программах, посвященных модернизации детских школ искусств (в том числе, предоставление субсидий на приобретение оборудования, необходимого в учебном процессе). В то же время, ответить на Ваш вопрос "где брать помещения" мне тоже очень сложно, так как строительство новых помещений для детских школ искусств - серьезное решение местных властей. Надеемся, что наделение правами органов управления культуры субъектов РФ, связанными с поддержкой детских школ искусств, начнут менять данную ситуацию.
Вопрос: Мы не можем понять, как лучше переводить школу на предпрофессиональные программы: из 4-х набираемых первых классов в следующем году лучше один класс или все перевести? С одной стороны, нам говорят, что предпрофессиональные и общеэстетические программы будут существовать вместе, но до каких пор? Потому что, с другой стороны, нам опять же говорят, что общеэстетические программы станут платными. Поэтому всем непонятна схема перехода и дальнейшее сосуществование двух программ.
Ответ: Предпрофессиональные и общеразвивающие программы могут существовать параллельно. При этом, на общеразвивающие программы не может быть отбора детей – на эти программы вы должны принимать детей без конкурса, по заявлениям родителей. Если Вы имеете возможность и готовы переходить на предпрофессиональные программы – лучше осуществить прием всех 4-х групп.
Вопрос: Продолжительность индивидуального урока на музыкальном отделении 40 или 30 минут. Как подтвердить законодательно. Санэпидемстанция требует 30 минут.
Ответ: В действующих Санитарных нормах и правилах указаны требования к организации учебного процесса, которые не учитывают специфики деятельности детских школ искусств. Обратите внимание, что в этом документе речь идет о занятиях в "объединениях" детей, а не в "группах и классах". Мое предложение - аргументировать, тем, что СанПиН в части "Рекомендуемого режима занятий детей в объединениях различного профиля", во-первых, разработаны для тех видов учреждений дополнительного образования детей, где есть "объединения различного профиля". В детских школах искусств таких объединений нет, а есть - классы. Во-вторых, данный режим носит рекомендательный характер. Затем, когда Ваша школа лицензирует предпрофессиональные программы, претензий по продолжительности уроков не должно быть вообще.
Вопрос: Как на практике планируется реализовать 1,5 часа нагрузки (например, предмет «История изобразительного искусства»)? Дети урок позанимались, вышли на десятиминутную перемену. А потом им надо вернуться и отсидеть еще 20 мин. Я правильно все поняла?
Ответ: Часть предметов, реализуемых детской школой искусств, традиционно имеет объем 1,5 часа. Например, предмет "сольфеджио" у музыкантов. Обычно в расписании указывается перерыв 5 минут, который носит чисто формальный характер. Вообще Министерство культуры РФ направило предложения по внесению изменений в СанПиН, в том числе, и в части продолжительности перерывов между уроками - "не менее 5 минут".
Вопрос: Скажите, пожалуйста, может ли отчисление учащихся из Школы происходить по инициативе Школы в случаях: за неуспеваемость по дисциплине или за систематические пропуски без уважительной причины? Не является ли это нарушением?
Ответ: Нарушения устава - в том числе - неоднократные, являются одной из основных причин, по которой может быть отчислен обучающийся. В уставе, правилах внутреннего распорядка для обучающихся должны быть прописаны причины, по которым может быть отчислен ученик. Злостные пропуски по неуважительной причине могут являться серьезным нарушением. Пропишите, с какого момента может ставиться вопрос об отчислении.
Вопрос: Какие преимущества будет иметь выпускник художественной школы, освоивший дополнительную препрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства "Живопись" по отношению к выпускнику, освоившему программу художественно-эстетической направленности? Будут ли какие-нибудь льготы при поступлении в средние и высшие учебные заведения этого профиля?
Ответ: Единственная возможность и абитуриента поступить в профессиональное учебное заведение - продемонстрировать достаточный уровень знаний, умений, навыков, развитых творческих способностей.
Вопрос: В действовавших ранее примерных учебных планах было примечание, какие классы считаются младшими, какие - старшими. В ФГТ таких указаний нет. Следует ли при расчете финансового обоснования для учредителя считать младшими - 1-4 , старшими - 5-9 классы (при 9 -летнем сроке обучения)? Может ли сельская школа, по согласованию с учредителем, предусмотреть для групповых занятий наполняемость групп по хору менее 11 человек.
Ответ: Форму проведения занятий Вы определяете сами (групповая, мелкогрупповая). Пока законодательно не будет решен вопрос о единой норме часов, придется действовать по старым нормативам.
Вопрос: Если мы включим в вариативную часть учебного плана по какой-либо образовательной программе 2 предмета, может ли один из учащихся посещать оба предмета, другой - один из них, а третий не посещать предметы вариативной части вообще (если таково будет желание его родителей). Дело в том, что некоторые учащиеся нашей районной школы ездят к нам из деревень, и расписание автобусов жестко регламентирует нашу работу с ними.
Ответ: Часы вариативной части распределяются между учащимися в соответствии с часами и предметами учебного плана. То есть - если часы прописаны в вариативной части, учащемуся обязаны их предоставить, а он обязан их выполнить.
Вопрос: При внесении изменений в Устав можно ли отнести образовательную, методическую, творческую и культурно-просветительская деятельность к основным видам деятельности учреждения, или только образовательная – основной вид деятельности?
Ответ: Методическая, творческая, культурно-просветительская виды деятельности являются основными и направлены, в том числе, на повышение качества образовательного процесса.
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, обязан ли учащийся посещать все предметы вариативной части учебного плана ОП или у него есть право выбора предметов для изучения (в вариативной части)?
Ответ: Учащийся обязан посещать те предметы вариативной части, которые включены в учебный план школы. Вы можете применить дифференцированный метод, то есть, учащимся предложить различные варианты предметов вариативной части, обозначив в учебном плане (в вариативной части) предметы таким образом, например: сольное пение/композиция/специальность. Таким образом, одни дети могут заниматься сольным пением, другие - композицией, третьи - получают дополнительные часы на предмет обязательной части - специальность.
Вопрос: 1. Как оценивать обучающегося (промежуточная аттестация), если во время экзамена он болеет (лежит в больнице, перелом, длительное заболевание)? Можно ли поставить итоговую оценку по текущим оценкам и перевести в следующий класс?
2. Ансамбль - мелкогрупповое занятие от 2-х человек, но в ФГТ по программе "Фортепиано" написано, что может быть ансамбль и с преподавателем, как правильно?
Ответ: В локальном акте Вашей школы, посвященном промежуточной аттестации, должно быть указано, в каких случаях аттестация переносится или отменяется. Данные правила устанавливаются школой, нет общеустановленных норм.
Ответ на второй вопрос. В ФГТ уточнений нет, а вот в примечании к примерному учебному плану сказано, что ансамбль может проходить в форме исполнения произведений с преподавателем. То есть, наряду с учебными занятиями, проходящими в совместном музицировании двух (или более) учащихся, может применяться и ИСПОЛНЕНИЕ произведений с преподавателем. Такая форма может применяться и на индивидуальных занятиях по специальности. Данные комментарии носят рекомендательный характер.
Вопрос: Просим вас разъяснить такой вопрос: могут ли не все отделения ДШИ перейти на обучение по предпрофессиональным программам? Например: из 4 только три отделения будут осуществлять обучение по предпрофессиональным программам.
Ответ: Для сохранения статуса детской школы искусств возможна реализация только одной предпрофессиональной программы. Но мой совет - если есть возможность, переходите на предпрофессиональные программы.
Вопрос: В связи с новыми ФГТ у нас на художественном отделении возник вопрос: можем ли мы работать по двум предпрофессиональным программам "Живопись", "ДПТ"? И можем ли мы по прошествии первых трех лет по восьмилетнему обучению перевести ребенка с одной ОП на другую, при условии, что рабочие программы и количество часов на ОП полностью совпадают? Если это возможно, то нужно ли прописать это в программе или ограничиться локальным актом?
Ответ: Вы должны в локальном акте прописать условия перевода с одной предпрофессиональной программы на другую.
Вопрос: Не могли бы Вы написать перечень локальных актов (положений), необходимых для реализации предпрофессиональных программ.
Ответ: Приблизительный перечень: Положение о реализации образовательной деятельности в детских школах искусств (ориентируйтесь на рекомендации Минкультуры в сборнике "О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств"), Положение о текущем контроле и проведении промежуточной аттестации, Порядок приема и отбора детей, Порядок проведения итоговой аттестации.
Вопрос: Для написания в полном объеме образовательных программ и разработки устава необходимы нормы Сан-ПиН к ФГТ. Появятся ли они и когда?
Ответ: Все предпрофессиональные программы согласованы с Роспотребнадзором, что подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением, которое имеет каждая предпрофессиональная программа. Данное заключение подтверждает, что все нормы, указанные в ФГТ, теперь имеют правовое подтверждение, "сертификат качества". Вы смело можете на основании ФГТ готовить документы к лицензированию.
Вопрос: В нашей школе с 1 сентября 2013 года ученики, принятые в 1 класс по программе "Фортепиано", будут обучаться по 2 направлениям: общеразвивающим (по которым работаем сейчас) и предпрофессиональным. При приёме детей на эти направления будут учитываться их способности (так нам разъяснила администрация школы). Я понимаю некорректность этого, но нигде не говорится о том, что с вновь поступившими детьми нужно работать только по предпрофессиональным программам. Как быть в данной ситуации?
Ответ: Школа сама принимает решение (совместно с учредителем, конечно) о структуре приема и контрольных цифрах приема. Думаю, время покажет, насколько реальна реализация предпрофессиональной программы и ее аналоговой - общеразвивающей – параллельно, только один принцип сегодня совершенно понятен: на общеразвивающую программу принимаются дети по заявлениям родителей, без конкурсного отбора (это к вопросу об «учете способностей»).
Вопрос: Наша музыкальная школа в маленьком поселке. На фортепианном отделении 1 преподаватель и 17 учащихся. На народном - на 2 преподавателя - 8 учащихся. Преподаватели пенсионного и предпенсионного возраста. Стоит ли переходить на новую предпрофессиональную программу? Если мы будем работать по старой программе, не закроют ли школу?
Ответ: Если школа не будет реализовывать ни одной предпрофессиональной программы, она потеряет статус детской школы искусств.
Вопрос: В нашей ДШИ три отделения: музыкальное, хореографическое и художественное. Можем ли мы с сентября 2013 года внедрить предпрофессиональные программы только на художественном отделении?
Ответ: Можете ввести предпрофессиональные программы только по изобразительному искусству, но рекомендую вводить все программы, которые можно лицензировать, так -
Вопрос: В каком нормативном документе определено, что статус школы искусств может иметь только учреждение, которое реализует предпрофессиональные программы? И второй вопрос: наверное, всем понятно, что, поступая в школу, ребенок 7-9 лет и его родители в редком случае сознательно захотят учиться по предпрофессиональной программе, да и приемные испытания также не могут гарантировать успешность обучения по ПДОП в дальнейшем. Почему не сделали предпрофессионализацию хотя бы с 4-5 классов? И как быть, если выявится, что ребенок "не тянет" ПДОП, а альтернативы (не предпрофессиональной программы) нет в ОУ.
Ответ: Сущность Вашего вопроса заключается в том, какой смысл Вы будете вкладывать в понятие "предпрофессиональная". Согласно федеральному закону - это выявление одаренных детей, а не ПРИЕМ и ОБУЧЕНИЕ только одаренных детей. А вот выявить Вы их можете только в процессе обучения - 5 или 8 лет, в основном. Предпрофессиональная программа допускает и предполагает несколько уровней сложности. Смысл предпрофессиональной программы еще и в том, что это программа особого качества, которая позволит выпускнику школы при определенных условиях (мотивации и выявленных способностях) поступать на профессиональную ступень обучения. Я думаю, что так и нужно беседовать с родителями. И еще - качественное обучение в течение 8 лет, наверное, точнее определит будущее ребенка, чем 3-4 года, как Вы предлагаете.
Вопрос: В нашей школе отделение "народные инструменты" представлено следующими инструментами: баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка, гармонь. Имеет ли право школа реализовывать предпрофессиональную ОП по гармони? Если уже акцентировать внимание на задачах школы в области академической музыки, то музыкальный инструмент гармонь не совсем как бы вписывается в стандартный перечень. Пожалуйста, разъясните.
Ответ: Поскольку конкретного перечня инструментов в ФГТ не предложено, Вы сами можете определить, будете ли Вы включать гармонь как обязательный предмет предпрофессиональной программы "Народные инструменты". На профессиональной ступени инструмент "национальная гармонь" включается в перечень специальных инструментов.
Вопрос: В нашей ДМШ 6 филиалов. Готовимся к переходу на предпрофессиональные программы. В одном из филиалов нет необходимой базы для работы по ФГТ. Разъясните, пожалуйста: может ли наша ДМШ сохранить свой статус, если в одном из филиалов не будет осуществлен переход на предпрофессиональные программы, а остальные 5 филиалов будут иметь соответствующие лицензии о переходе на новые программы?
Ответ: Ваша школа сохранит статус детской школы искусств.
Вопрос: В школах Вологодской области, в частности в Великом Устюге, такая ситуация: администрация, в ведении которой находятся ДШИ, считает, что организация предпрофессиональных программ - это полномочия не района, а субъекта федерации, следовательно, и финансирование должно быть областным. Просьба - разъясните, пожалуйста, чьи это полномочия по финансированию.
Ответ: Реализация предпрофессиональных программ установлена ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ, который обязаны выполнять все уровни власти - федеральная, региональная, муниципальная. Это норма федерального закона. Тот, кто финансирует школу, то есть, учредитель, тот и финансирует ВСЕ образовательные программы, лицензированные школой. В настоящий момент, у школы только один учредитель, который и должен все финансировать.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие приказы по школе необходимо издать при переходе на ФГТ?
Ответ: На порядок издания приказов введение ФГТ не влияет: Приказами Вы утверждаете локальные акты, решения педагогического совета, решение о приеме детей и многое другое.
Вопрос: Пожалуйста, помогите разобраться. В муниципальном задании учредитель указывает 240 обучающихся на 2013 год. Никак не пойму, почему объём услуги (работы) в людях, а не в часах. Занятия у нас групповые и индивидуальные, следовательно, индивидуальные занятия контингент формирует минимум, а часов забирают достаточно много. В групповых же наполняемость большая, а расход часов гораздо меньше, чем то же количество детей, но на индивидуальном обучении. Почему муниципальное задание формируется не по объёму часов учебного плана в отношении количества обучающихся? Если исходить только от контингента, то школе выгоднее содержать только групповые занятия - народу много, часов хватает, стимулирующий фонд большой. Задаю вопрос учредителю - ответа не получаю, говорит, так рассчитали для вас норматив. Спрашиваю методику расчёта, либо ссылку на документ, содержащий такую схему, - у учредителя её нет, или мне просто не предоставляют информацию. Существуют ли документы, регламентирующие муниципальный заказ школам искусств?
Ответ: Ваше муниципальное задание определяет объем услуг (а не работ - это совершенно другая субсидия). Услуга рассчитывается от количества потребителей услуги, ими являются учащиеся школы. Есть формула расчета услуги, она дается в подзаконных к ФЗ-83 актах. Но в наших школах она практически не применяется. Расчеты даны, исходя из объемов финансирования прошлых лет. Поэтому, Ваше муниципальное задание носит весьма приблизительный характер. Точным оно будет тогда, когда будет рассчитано и введено подушевое финансирование.
Вопрос: Вы уже отвечали, что перевести детей, обучающихся в настоящее время по действующим программам (младшие классы) на ДПОП невозможно, т.к. в 2013 году будет только первый предпрофессиональный класс. У родителей и преподавателей школ возникает вопрос – почему нельзя перевести ребенка на обучение по ДПОП, если выполняются следующие условия: 1) у школы имеется лицензия на ведение образовательной деятельности по ДПОП (на весь срок обучения – с 1-го по 9-ый класс); 2) содержание ДПОП и УП художественно-эстетической направленности совпадает; 3) дети учатся в младших классах; 4) уровень их подготовки соответствует уровню обучения по ДПОП; 5) количество мероприятий промежуточной аттестации аналогично по обоим направлениям (ДПОП и художественно-эстетической направленности).
Мы хотим перевести не отдельных перспективных учащихся, а весь класс, т.е. проблем с формированием групп не будет. Можно сделать перезачёт часов и принять их в соответствующий класс. Есть ли какие-то ещё причины, не позволяющие нам осуществить этот перевод? Что нам отвечать родителям и преподавателям?
Второй вопрос: существует ли нормативный документ, регламентирующий выдачу заключения Роспотребнадзора по КАЖДОЙ ДПОП отдельно? Роспотребнадзор нашего города настаивает на выдаче заключения на ВИД образовательной деятельности, а не на каждую ДПОП?
Ответ: Не очень понимаю требование Потребнадзора Вашего города, так как Роспотребнадзор (федеральный орган) представил вариант, который оспаривать нижестоящее, не являющееся правоустанавливающим органом, ведомство, не может. Принимать детей не в первый класс Вы можете только на условиях сокращенной по срокам программы. Сокращенная программа может применяться только в условиях реализации полной программы. Полная программа начнет действовать с момента ее лицензирования - в 2013 году. Следовательно, тот класс, в который Вы хотите принять детей, например, 2 класс, будет у Вас не в 2013 году, а в 2014 году. Могу подтвердить свои слова только тем, что именно так происходило и происходит в профессиональном образовании, где есть аналог ФГТ - образовательные стандарты.
Вопрос: Может ли школа разработать три предпрофессиональные программы, а в 2013 году начать работать только по одной? По остальным, например, начинать работу в 2014, 2015 году. Так, мы планируем набрать детей на предпрофессиональную программу "Фортепиано", а разработать на будущие годы предпрофессиональные программы "Народные инструменты" и "Хоровое пение", но в 2013 году заниматься с детьми по старым общеразвивающим программам. Или, если программа прошла лицензирование, её надо обязательно внедрять?
Ответ: Все лицензированные программы надо сразу реализовывать, так как возникнет несоответствие образовательного процесса в Вашей школе с лицензией. Будут проблемы при проверке. Лучше вводить сразу все предпрофессиональные программы, иначе у Вас начнутся сложности с организацией учебного процесса.
Вопрос: ФГТ предусматривают по ряду программ 8 (9)-летний срок обучения. Означает это, что выбор срока обучения должны сделать сами учащиеся по окончании 7 класса. Или этот вопрос решается как-то по-другому? Например, одинаковый для всех 8- или 9 -летний срок обучения по усмотрению ОУ?
Ответ: В 9-й класс нужно брать только детей, поступающих в профессиональные учебные заведения. В каком-то локальном акте Вы должны указать процедуру перевода на 9-летний срок обучения. Конечно, должно быть заявление родителей, рекомендация (решите, чья), решение педагогического совета, приказ директора.
Вопрос: 1. В данный момент образовательный процесс в ДШИ ведётся в соответствии с лицензией, срок действия которой заканчивается в 2015 году, т.е. есть возможность выпустить детей в 2013, 2014, 2015 годах по действующим программам. Означает ли это, что нынешние младшие классы с 7-летним сроком обучения будут переведены на обучение по программам в соответствии с ФГТ, ведь набор на эти программы (ФГТ) будет осуществлён только в 2013 году?
2. По какой программе будет проходить итоговая аттестация сегодняшних первоклассников, заканчивающих школу в 2019 году, если лицензия на нынешние программы не будет продлена?
3. Какой источник финансирования программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности в образовательном процессе ДШИ при переходе школы на обучение в соответствии с ФГТ? Будет ли обучение по этим (старым) программам платным?
Ответ: Лицензия в Вашей школе – бессрочная, видимо, Вы просто не поменяли бланк лицензии. Все дети, обучающиеся сейчас по "старым" программам, будут по ним и доучиваться, никуда их переводить не нужно, данные программы должны так же обеспечиваться бюджетом, то есть они должны войти в муниципальное задание. Предпрофессиональные программы появятся в школе только после приема в мае 2013 года в 1-й класс. Других предпрофессиональных классов у вас пока не может быть.
Вопрос: В предпрофессиональной программе "Живопись" есть 2 предмета: Беседы об искусстве и История изобразительного искусства. Первый предмет преподается только в 1 классе, второй - со 2 по 5 (по 5-ти летней программе обучения). Необходимо ли детям сдавать экзамен по предмету, который заявлен только в 1 классе?
Вопрос: Подскажите, существуют ли действующие нормы штатного расписания для школ искусств. Не можем нигде найти. Увеличивается документооборот, появляются школьные сайты (их надо наполнять и обслуживать), а учредители срезают штаты. Эта проблема большинства школ. Очень нужны современные нормы на законодательном уровне.
Ответ: Ни типовых, ни примерных штатов для детских школ искусств сейчас нет. Их действительно разработать сложно, так как подход, который применялся раньше и был основан на количестве обучающихся, сегодня вряд ли подходит. Тем не менее, Министерство культуры РФ планирует разработать примерные штаты для ДШИ в 2013 году.
Вопрос: Администрация школы работает над внесением изменений в устав школы. С предпрофессиональными программами все понятно. А вот с принятием нового закона "Об образовании в РФ" и "Концепции развития детских школ искусств" закрепляется новый вид программ: "дополнительные общеразвивающие программы". Нужно ли сейчас внести это определение в устав, и когда планируется разработка специфики реализации этих программ.
Ответ: Понятие "общеразвивающие программы", место общеразвивающих программ в системе детских школ искусств будет уточняться в нормативных документах Минкультуры России в 2013 году.
Вопрос: В настоящих ФГТ сказано: что учебное заведение должно иметь выставочный зал, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), мастерские, учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ОУ должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд.
В связи с этим возникли следующие вопросы:
1. Можно ли вместо выставочного зала использовать обычный коридор нашей школы?
2.Обязательно ли иметь отдельное помещение для библиотеки, или можно использовать стеллажи в аудитории?
3. Может ли быть использован теоретический класс как помещение для работы со специализированными материалами и использоваться не только нашим, но и другими отделениями (школа искусств)?
4. Чем учебные аудитории должны отличаться от мастерских? И можем ли мы совмещать это два помещения в одном?
Ответ: Вами указаны условия реализации программы "Декоративно-прикладное творчество". Данные условия мало чем отличаются от лицензионных требований, которые предъявляются к программам, действующим на сегодняшний момент. Вы можете, при отсутствии отдельного помещения, показывать библиотечные фонды в виде стеллажей в другом помещении, теоретический класс как помещение для работы со специализированными материалами и т.д. Но выставочный зал не может быть заменен только стенами Ваших коридоров. Так же, как и музыканты, не имеющие концертного зала, Вы можете (должны) заключить договор на использование особого помещения под регулярные выставки. Это мое мнение, но мне кажется, что эксперты по лицензированию будут придерживаться аналогичного мнения.
Вопрос: Прочитала ответы на вопросы, заданные Вам ранее. Я поняла, что Вы считаете нецелесообразным реализовывать параллельно предпрофессиональную и художественно-эстетическую программу по одной специальности, а отбор детей, деление их на эти направления - неэтичным. В связи с этим:
1. В чем тогда будет заключаться отбор детей на вступительных собеседованиях? Сейчас мы берем всех детей, конкурса ни на одну специальность нет.
2. Как в таком случае поступать с теми учащимися, которые не смогут в процессе обучения в своих достижениях требованиям ФГТ?
Ответ: Конечно, у нас сейчас очень непростая ситуация и с набором детей, и с конкурсом. Но, я думаю, обязательно ситуация будет меняться, если мы будет к этому стремиться. Содержание предпрофессиональных программ позволяет реализовывать несколько уровней сложности (как и предыдущие, старые программы), ведь ФГТ носят рамочный характер. Данные уровни освоения Вы можете отразить в программе учебного предмета. Мы тоже постараемся отразить данный подход в методических рекомендациях и документах в 2013 году.
Вопрос: Можно ли ввести в ДМШ в предпрофессиональную программу, программу о подготовительном классе с 5 лет бесплатно?
Если не будет набора учащихся в ДМШ на предпрофессиональную программу в 2013 году, а только перевод с существующей программы на профи, поменяется ли статус школы? Нужно ли лицензировать вариативную часть учебного плана? Как правильно назвать дополнительную программу по сокращенному курсу обучения 3-4 года? Обязательную часть учебного плана составлять вместе с вариативной частью или отдельно?
Ответ: 1. Обучение дошкольников может осуществляться: как платная услуга школы искусств и за средства бюджета (что бывает значительно реже). Ваш учредитель вправе решать, будет ли он давать контрольные цифры приема детей дошкольного возраста (то есть включать их в бюджетное финансирование) или нет. Нужно учитывать, что прием детей на предпрофссиональные программы может осуществляться с 6 лет 6 месяцев. 2. Перевести в 2013 году с общеразвивающей программы на предпрофессиональную Вы не сможете без наличия лицензии, кроме того, у Вас еще нет тех предпрофессиональных классов (2, 3, 4 и т.д.), в которые Вы могли бы НЕ ПЕРЕВЕСТИ, А ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ. У Вас может быть только первый год обучения по предпрофессиональной программе, если Вы эту программу лицензируете. Вообще, перевести детей можно только с одной предпрофессиональной программы на другую. 3. Вы лицензируете саму дополнительную предпрофессиональную программу, частью которой является учебный план (а также еще 6 разделов, включая программы учебных предметов). Учебный план должен включать все разделы и предметные области согласно ФГТ (в том числе - и вариативную часть). 4. Сокращенная программа возможна только при наличии лицензированной "полной" программы. Сокращение сроков происходит только тогда, когда Вы ребенка принимаете не в первый, а в какой-то другой класс (при условии, что он должен сдать все предметы за предыдущие годы обучения; например, поступая в 3 класс предпрофессиональной программы, ребенок должен сдать все предметы за 1-2 классы).
Вопрос: В нашей ДШИ у пианистов есть такое разделение: фортепианное отделение (они готовы перейти на предпрофессиональные программы) и музыкально-эстетическое отделение (ребята занимаются по программе общего музыкально-эстетического развития). Ученики с музыкально- эстетического отделения получают все предметы в полном объёме, сдают зачёты и экзамены, выступают на концертах и т. д. В общем, это полноправное отделение, где обучаются более 200 ребят. Но в профессиональном плане они, конечно, слабее, чем ученики с основного фортепианного отделения. Скажите, пожалуйста, переход на предпрофессиональные программы касается музыкально-эстетических отделений?
Ответ: Отделения музыкально-эстетического образования реализуют и будут продолжать реализовывать дополнительные общеразвивающие программы (согласно только что принятому закону "Об образовании в Российской Федерации" так теперь будут называться все те программы детской школы искусств, которые не являются предпрофессиональными).
Вопрос: Отвечая на один из вопросов на сайте о распределении консультативных часов, Вы написали о том, что общую сумму часов на консультации, которая указана в ФГТ, изменять нельзя.
Однако на курсах, которые проводились Вами в октябре 2012 в Москве, мы задавали вопрос о том, можно ли УВЕЛИЧИТЬ количество часов консультаций. Вы ответили на него положительно, аргументируя это тем, что ФГТ - это требования к МИНИМУМУ содержания, структуре и условиям реализации ДПОП, соответственно - уменьшать часы, указанные в ФГТ нельзя, а увеличивать - можно.
Сейчас мы готовим образовательные программы по 7 ДПОП к лицензированию. Учебные планы в них составлены с увеличением количества часов консультаций.
Разъясните, пожалуйста, не будет ли это считаться ошибкой?
Ответ: Давайте попробуем разобраться. Во-первых, часы предметов обязательной части Вы можете увеличивать только за счет часов вариативной части, что и было Вам показано на занятиях, как это делается технически. Консультационные часы увеличивать за счет вариативной части - нельзя! Так как вариативная часть относится к предметным областям, а не к разделу "Консультации". В разделе IV ФГТ сказано, что "предметные области имеют обязательную и вариативную части". Поэтому консультационные часы нужно представить в тех объемах, которые указаны в ФГТ.
Вопрос: В нашей школе 10 лет существует национальное отделение (инструмент кай-комус). Правильно ли мы поняли, что по ФГТ национальные инструменты входят в программу "Народные инструменты" и будут ли примерные программы по национальным инструментам?
Ответ: Национальные инструменты - вид инструментов, которые относятся к программе "Народные инструменты". Вы можете взять за основу примерную программу по домре и разработать на ее основе свою программу.
Вопрос: Могут ли первоклассники, принятые на дополнительные предпрофессиональные программы "Народные инструменты" и "Фортепиано", заниматься в хоре с учащимися, уже обучающимися по программам художественно-эстетической направленности в области музыкального искусства? Если да - то как это показать в педагогической нагрузке и учебном плане?
Ответ: Коллективы должны формироваться отдельно: по программам дополнительным общеобразовательным и по программам предпрофессиональным. Я думаю, что в "переходный период", когда у Вас будет все меньше учеников по "старым" программам, возможно будет их объединять в общие коллективы, или – наоборот – по предпрофессиональным программам будет только формироваться контингент. Данный организационный момент нужно оговорить с учредителем и сделать распорядительный документ.
Вопрос: 1. Последние несколько лет ДМШ и музыкальные отделения ДШИ испытывают проблемы с набором учащихся, и - как следствие - с контингентом и нагрузками преподавателей. В связи с этим во многих школах были введены трехуровневые программы по специальности, рассчитанные на учащихся с хорошими, средними (базовый уровень) и слабыми музыкальными данными. Возможно ли реализация таких программ в рамках ФГТ?
2. Правильно ли мы поняли, что на теоретические предметы «народники» должны ходить в одну группу, а пианисты и оркестранты - в другую. Если школа малокомплектная, то можно ли всех объединить их в одну группу?
Ответ: В рамках программы учебного предмета Вы можете отразить несколько уровней сложности освоения программы. Программы по сольфеджио, музыкальной литературе, по слушанию музыки могут реализовываться в рамках следующих предпрофессиональных программ: Фортепиано, Струнные инструменты, Духовые и ударные инструменты, Народные инструменты, Хоровое пение. Группы Вы формируете так же, как и раньше - смешанные, к сожалению, у школ по-другому не получается.
Вопрос: В нашей школе, в частности, и области, в целом, активно развивается исполнительство на клавишном синтезаторе. В настоящее время этот инструмент выделен в класс синтезатора на отделении русских народных инструментов. К какому отделению будет целесообразнее отнести данный инструмент в связи с новыми требованиями.
Ответ: Данный предмет может быть предметом вариативной части любой программы, решайте сами.
Вопрос: При заключении договоров с учащимися (их родителями), например, по программе "Живопись", следует сразу учитывать, будет ли это срок 5 лет или это будет срок 6 лет. Или по окончании срока 5 лет можно составить дополнительный договор на год?
Ответ: Конечно, в большинстве случаев, решение о сроке обучения в 6 лет или 9 лет будет возникать позже, чем составляется договор, уже в процессе обучения. Следовательно, будет еще один договор, Вы правы. Уточните только, зачем вообще нужен договор с учащимися, обучающимися за счет бюджетных средств. В действующем законе «Об образовании» таких норм нет, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» в статьях 53-54 указано, что договор заключается в следующих случаях: в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, в случае приема на целевое обучение.
Вопрос: Может ли школа работать по пятидневной рабочей неделе, или только по шестидневной? Педагогический коллектив настаивает на пятидневке. Школа самостоятельно устанавливает режим работы, или существуют нормативные документы?
Ответ: Вы сами устанавливаете режим работы школы. Даже общеобразовательные школы имеют право устанавливать 5 или 6-дневную учебную неделю. Если Ваша школа укладывается в 5-дневный график - можете установить. Это нужно будет прописать и в уставе, и в Коллективном договоре. Только учтите, тогда у педагогических работников Вашей школы будет 2 официальных выходных дня.
Вопрос: В соответствии со сложившейся практикой успеваемость учащихся оценивается не только по 5-балльной системе, но и по 10-балльной (5+,5,5-,4+,4,4-,3+,3,3-,2). Нужно ли в программах прописывать критерии для каждого из 10 баллов, или можно ограничиться описанием 5-балльной системы?
Ответ: Вам решать, если Вы указываете оценки с плюсами и минусами, наверное, нужно указать критерии к их применению.
Вопрос: Вы на сайте выложили учебные программы по предметам, а образовательные программы в целом можно где-то получить?
Ответ: Образовательные программы как комплекс документов с пояснительной запиской - детская школа искусств разрабатывает самостоятельно. Пояснительная записка практически полностью включает текст ФГТ.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, может ли школа искусств взимать родительскую плату, в том числе с обучающихся по предпрофессиональным программам, с обучающихся по программам художественно-эстетической направленности? Как правильно оформить взимание платы за обучение в нормативных документах ДШИ?
Ответ: Для взимания родительской платы на сегодня нет правовой основы. Вопрос о создании нормативно-правовой базы для родительской платы как источника внебюджетных средств ДШИ - обсуждается в процессе разработки Концепции развития детских школ искусств.
Вопрос: Где можно посмотреть макет образовательной программы школы? Какие разделы должны обязательно входить в ее содержание?
Ответ: Структура программы указана в ФГТ, раздел 4. Пояснительная записка включает основные положения из ФГТ; графики, учебные планы и программы вы должны разработать, промежуточная и текущая аттестация подробно прописаны в программах учебных предметов. Структура программы культурно-просветительской и творческой деятельности: 1. Цели и задачи данных видов деятельности, с учетом того, что они направлены на качественную реализацию образовательных программ, в том числе, для создания условий формирования исполнительских и творческих умений и навыков, расширения культурного кругозора у учащихся, формирования коммуникационных навыков и т.д. А также пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, приобщение к духовным ценностям. 2. Формы реализации данных видов деятельности: концерты, тематические вечера, фестивали, выездные мероприятия, концерты-лекции и т.д. Коротко их опишите, приведите примеры из опыта школы. 3. Создание и работа творческих коллективов: "С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ДШИ создаются учебные творческие коллективы...". 4. Результаты, которые школа ожидает. Формулируются, исходя из целей и задач.
Вопрос: Как в сельской местности решить проблему с выставочным залом, если у нас такого даже в районе нет?
Ответ: Если нет возможности для размещения работ учеников по договору с организацией (с общеобразовательной школой, домом культуры и т.д.), показывайте свои помещения, где хоть как-то работы вывешиваются на всеобщее ознакомление.
Вопрос: Прошу Вас ответить на такой вопрос: в нашей школе дети закончившие обучение на фортепиано, желают остаться в школе и продолжить обучение на гитаре. В новых требованиях есть обучение 5-6, 8-9 лет и вскользь сказано о сокращённой программе. Будут ли разрабатываться сокращённые программы, и как они будут называться?
Ответ: Сокращенная программа применяется для тех детей, которые поступают сразу во 2-й, 3-й и т.д. классы или "пропускают" класс, например, из 2 переходят сразу в 4-й. При этом сама программа по объемам часов не меняется (при поступлении проводится перезачет часов), таким образом для того или иного ребенка сокращаются сроки изучения предмета.
Вопрос: Возможен ли перевод программы по флейте на предпрофессиональную, если в ДШИ только один преподаватель-флейтист, он же ведет и ксилофон.
Ответ: На отделе духовых и ударных инструментов у Вас есть еще педагоги-теоретики, преподаватели по хору, фортепиано. Все вместе они и будут составлять педагогический коллектив, который будет рассматриваться с точки зрения требований к их профессиональному образованию (25% - преподаватели с высшим образованием) при лицензировании ФГТ.
Вопрос: Существует ли перечень всех локальных актов, необходимых для школ искусств?
Ответ: Примерного перечня локальных актов не существует. К локальным актам школы относятся и Коллективный договор, и Правила внутреннего трудового распорядка, и Правила внутреннего распорядка для детей и родителей. А также: положения о различных советах школы (методическом, педагогическом и других), положение о родительском комитете, положение о контрольно-пропускном режиме, правила пользования библиотекой, локальные акты о хранении и использовании персональных данных, порядок проведения аттестации рабочих мест, положение о приеме и отборе детей, положение о текущей, промежуточной аттестации, положение об итоговой аттестации, порядок организации образовательной деятельности детской школы искусств, различного рода инструкции и так далее.
Вопрос: В одном из ответов Вы упомянули "Положение об образовательной деятельности". Подскажите, пожалуйста, что должен содержать этот локальный акт? Именно такого документа у нас не было, и ни одна проверка не указала на его необходимость.
Ответ: Положение по осуществлению образовательной деятельности - новый локальный акт, который обычно разрабатывается в тех образовательных учреждениях, которые реализуют образовательные программы, имеющие стандарты или федеральные государственные требования. В таком локальном акте указываются основные нормы ФГТ. То есть правовой смысл такого локального акта - перенос норм и правил в собственную правовую базу школы; таким образом, школа использует данное ей право и обеспечивает его применение. При разработке такого локального акта можно воспользоваться разработанными Министерством культуры РФ рекомендациями для детских школ искусств, которые размещены на сайте Министерства культуры РФ.
Вопрос: Скажите пожалуйста, имеет право учреждение дополнительного образования отчислять учащихся за неуспеваемость? Или только по заявлению родителей?
Ответ: Порядок отчисления учащихся должен быть прописан в уставе школы, правилах внутреннего распорядка (за что отчисляется учащийся, какова процедура). Обычно отчисление применяется за "неоднократные дисциплинарные проступки" (так указано в новом законе об образовании). Вот в уставе и должно быть прописано, что такое "неоднократные дисциплинарные проступки". В новом федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" большой раздел посвящен данному вопросу (статья 43, части 4-12).
Вопрос: В 2011 году наша школа искусств в результате реорганизации стала структурным подразделением общеобразовательной школы. Утратили ли мы в связи с реорганизацией статус школы искусств? Сможем ли мы пролицензировать предпрофессиональные программы?
Ответ: Реализовывать предпрофессиональные программы могут только детские школы искусств и профессиональные учебные заведения.
Вопрос: Подскажите, правильно ли мы поняли, что 6 и 9 года обучения - не обязательны, и они является профориентационными? И нужно ли на эти сроки делать отдельные программы учебных предметов? Или можно сразу писать программу учебного предмета на 9 и 6 лет?
Ответ: 6-летние и 9-летние сроки нужно лицензировать и в программах учебных предметов отражать содержание предмета и аттестацию детей.
Вопрос: В мае заканчивается срок действия нашей лицензии. Мы должны в приложении прописать: ОП художественно-эстетической направленности (т.к. будем доучивать детей по старым программам); предпрофессиональные ОП; общеразвивающие ОП (для детей подготовительного отделения)? Или как-то по-другому?
Ответ: Так как новый закон "Об образовании в РФ" вступает в силу с 1 сентября 2013, то, выдавая Вам новое приложение, лицензионная комиссия должна будет ориентироваться на "старые" формулировки.
Вопрос: Подскажите пожалуйста, вправе ли Детская школа искусств зачислять учащихся в течение учебного года в 1 класс вместо отчисленных учащихся?
Ответ: Если зачислять учащихся в 1-й класс в течение учебного года, надо применять к ним сокращенную программу. То есть - зачислять можно, но необходимо правильно оформлять это зачисление.
Вопрос: Подскажите пожалуйста, какой орган самоуправления является высшим.
Ответ: В школе есть 2 "высших" органа самоуправления. По решению общих вопросов - Общее собрание работников, по решению вопросов, связанных с реализацией образовательных программ, - Педагогический совет.
Вопрос: Вопрос касается итоговой аттестации и выставления оценок в свидетельство. Пример такой: учащийся в качестве оценки за год получает 5, а на экзамене (итоговая аттестация) исполняет программу на 4. Какая оценка выставляется в Свидетельство? В нашей школе традиционно итоговая оценка выставлялась с учетом четвертных, годовой и экзаменационной. Как нужно будет действовать сейчас? В Положении о порядке и формах итоговой аттестации конкретно об этом не говорится: п.23 "По итогам проведения выпускного экзамена выпускнику выставляется оценка...". Является ли экзаменационная оценка той итоговой, которая будет в Свидетельстве? Понятно, что ближайшие выпускные экзамены по ФГТ состоятся только через 5 лет, но желательно иметь представления о таких моментах.
Ответ: Оценки по экзаменам в рамках итоговой аттестации будут выставляться в свидетельстве отдельно.
Вопрос: Возможно ли проведение консультаций в воскресенье, не будет ли это нарушением?
Ответ: Консультации, как вид учебных занятий, проводиться в выходной день не могут.
Вопрос: У меня такой вопрос: если приходит в школу ребенок, например в 6 класс, играет соответствующую ФГТ программу по фортепиано и проявляет способности по другим музыкальным предметам, то можем ли мы его взять в тот же класс на программу ФГТ? Ведь по фортепиано нет 5-тилетней программы.
Ответ: Вы можете принять ребенка в 6-й класс по сокращенной программе (при этом он должен сдать все предметы, входящие в учебный план с 1 по 5 класс).
Вопрос: Входит ли в перечень инструментов программы "Инструменты эстрадного оркестра" синтезатор?
Ответ: Одним из основных принципов разработки предпрофессиональных программ является их преемственность с программами профессионального образования в области искусств. Так как программа "Инструменты эстрадного оркестра" разработана с учетом ее преемственности с программой среднего профессионального образования "Музыкальное искусство эстрады", то перечень инструментов предпрофессиональной программы "Инструменты эстрадного оркестра" соответствует перечню инструментов программы "Музыкальное искусство эстрады". Прием на данную программу осуществляется в соответствии со следующим перечнем инструментов: фортепиано, гитара, бас-гитара, духовые инструменты, ударные инструменты. Все инструменты - акустические, для поступающих определены требования к исполнению вступительных программ. Например, поступающий на фортепиано должен исполнить: полифоническое произведение; два инструктивных этюда на разные виды техники; произведение крупной формы; две эстрадно-джазовые пьесы. Поступающий на духовые инструменты должен исполнить: • гаммы до 3-х ключевых знаков; • два этюда; • произведение крупной формы (2 части сонаты или концерта); • два разнохарактерных произведения в джазовом стиле. Следовательно, синтезатор в обязательной части программы "Инструменты эстрадного оркестра" не предусмотрен, но может являться предметом ее вариативной части, а также вариативных частей других предпрофессиональных программ.
Вопрос: Что делать с подготовительными отделениями, куда приходят учащиеся с 5, а порой и с 4 лет? Закрывать? Наш городок маленький, за счет детского садика держим контингент.
Ответ: Введение предпрофессиональных программ никак не влияет на наличие или отсутствие подготовительного отделения. Учредитель решает, за счет каких средств будут реализовываться дошкольные образовательные программы (бюджетные средства или платные услуги).
Вопрос: Позвольте еще раз уточнить по поводу графика занятий и оформления журналов во время резервной и экзаменационной недели. Для нас это абсолютно новый момент, больше относящийся к среднему звену, где есть понятия зачетной и экзаменационной сессии.
1. Как быть в случае, если консультации проведены рассредоточено и экзаменов у ученика нет, только зачеты. Должны ли в таком случае проводиться какие-либо занятия в резервную и экзаменационную неделю? Как их оформлять в журнале?
2. Должны ли мы на родительских собраниях объяснить родителям, что занятия по расписанию заканчиваются в середине мая, дальше - по особому графику (получается, что не у всех).
Ответ: Варианты использования резерва учебного времени определяются школой самостоятельно и прописываются в локальном акте. Для учащихся, не имеющих консультаций, например, это могут быть занятия по разбору задания на каникулы. Такие занятия могут проводиться по расписанию. Экзаменационная неделя, конечно, только для экзаменов. С особенностями графика образовательного процесса нужно познакомить родителей и объяснить, что и консультации, и занятия в резервную неделю, и экзаменационная неделя - это и есть образовательный процесс, его различные виды и формы.
Вопрос: В инструкции для руководителя ДШИ Вы предложили перечень положений и локальных актов, необходимых для реализации ДПОП. Поясните пожалуйста, что значит "порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы на другую?"
Ответ: В данном локальном акте устанавливаются правила перевода с одной предпрофессиональной программы на другую (причина перевода, по рекомендации преподавателя, по заявлению родителей, процедура перевода, условия перевода - в какой класс - с потерей года или без потери, условия достачи предметов - если необходимо и т.д.).
Вопрос: Почему программа "ЖИВОПИСЬ" именуются именно так, а не "Изобразительное искусство", ведь входящий в нее учебный предмет в вариативной части "Композиция прикладная", к примеру, является направлением ДПИ?
Ответ: Использовать название "Изобразительное искусство" нельзя, так как оно уже "занято", именно так называется предмет области "Искусство" в общеобразовательной школе ("Изобразительное искусство").
Вопрос: В нашей школе за четверть, полугодие, год, на выпускных экзаменах уч-ся оцениваются без коэффициента «+», «-» к основной оценке. При оценивании контроля знаний на дифференцированных зачетах выставляется оценка с применением коэффициента «+», «-» к основной оценке. Правильно ли это?
Ответ: Такая система оценок логична и удобна.
Вопрос: Возник вопрос, почему в программе «Искусство театра» на предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» отведено 296 часов, а на историю театрального искусства всего 132? Почему акцент смещен на музыкальное искусство в ущерб театральному? Возможно ли изменение в ФГТ в области театрального искусства в распределении общего объема аудиторной нагрузки в ПО «История искусства»?
Ответ: Развитие творческих способностей в детском возрасте особенно эффективно средствами музыкального искусства. Кроме того, предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" - это "двойной предмет", в котором формируются и теоретические и практические знания, умения, навыки, в том числе, происходит развитие музыкальных способностей, так необходимых в актерской деятельности. На ступени профессионального образования (СПО) большой объем времени как раз и занимает изучение различных "историй" (история мировой культуры, история мировой и отечественной драматургии, история изобразительного искусства).
Вопрос: В общеобразовательных школах при переходе на ФГОС - масса примеров образовательных программ, как размещённых в интернете, так и выпущенных разными институтами, и школам есть от чего отталкиваться. Это понятно, что школа сама разрабатывает образовательную программу, но очень бы хотелось видеть пример, образец.
Ответ: В общеобразовательной школе, в связи с наличием к общеобразовательным программам стандартов (ФГОС) есть обязательный документ - примерная основная общеобразовательная программа, каждая школа должна ее практически повторить. В системе предпрофессионального образования такого типа обязательного государственного документа нет. Поэтому разработанные школой программы как бы состоят из двух содержательных частей: одна часть точно повторяет нормы ФГТ, вторая часть отражает особенность реализации программы в каждой конкретной школе. Что тогда должна отражать некая разработанная, как образец, программа? Хотя, я думаю, можно начать процесс обмена опытом, открытой публикации разработанных программ.
Вопрос: Материально-технические условия реализации ОП "Фортепиано" включает в себя наличие концертного зала с концертным роялем. Многие школы не имеют концертных роялей, а используют в работе небольшие музыкальные залы с кабинетными роялями, что не соответствует ФГТ. Нельзя ли внести изменения в ФГТ?
Ответ: В требованиях ФГТ не обозначена площадь концертного зала, а кабинетный рояль по своей функции может быть концертным.
Вопрос: Расписание занятий составляется с учётом возрастных особенностей, установленных санитарно-гигиеническим нормам. В приложении 3 СанПиН 2.4.4.1251-03 сказано, что занятия по изобразительному искусству должны быть 45 минут. В рекомендациях написано, что при реализации образовательных программ в области искусств продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом Учреждения и может составлять от 40 до 45 минут, а в первом -втором классах - от 30 минут. Можем ли мы при 5 летнем обучении сделать все уроки по 40 минут?
Ответ: Детская школа искусств имеет право самостоятельно определять продолжительность учебных занятий.
Вопрос: 1. Будут ли иметь право поступать в средние профессиональные заведения выпускники, закончившие ДШИ по общеразвивающим программам?
2. Фортепианный ансамбль относится к мелкогрупповым занятиям. А как быть с "нечетным" ребенком, если пары ему нет? И как в таком случае понимать п.3 Примечания к учебному плану по ДПОП "Фортепиано", где сказано, что "реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем", ведь преподаватель не может входить в состав группы?
Ответ: 1. Поступать в средние профессиональные учебные заведения может даже не закончивший ДШИ ребенок, абитуриент должен продемонстрировать соответствующие вступительным требованиям знания, умения, навыки, а где и как он их получил - значения не имеет. 2. В примечании к учебному плану рассматривается случай, когда учащийся, например, исполняет концерт, а преподаватель - партию оркестра.
Вопрос: По ФГТ должен проходить очень серьезный отбор детей на отделение живописи. Как можно в ребенке 6,6 лет-7 лет усмотреть человека, способного заниматься достаточное количество часов в аудитории, выполнять домашние задания (при том, что это первоклассники - особая категория детей), учиться столь долго? Раньше у нас такого возраста дети занимались в подготовительной группе, которая ни к чему не обязывала, дети просто пробовали свои силы, дальше решали, учиться им дальше в 1-4 классе или нет. Оставались сильные, увлеченные дети. Есть ли какие-либо критерии отбора "юных дарований"? Я так думаю, что за отчислившихся детей придется отвечать. Не исключено, что с такой нагрузкой весь набор может исчезнуть.
Ответ: Если у Вас есть сомнения в 8-летнем сроке предпрофессиональной программы "Живопись" - Вы можете ее не применять. Вы можете сохранить Вашу структуру - у Вас будет подготовительное отделение и 5-летняя предпрофессиональная программа.
Вопрос: Пожалуйста, ответьте на вопрос по поводу часов на консультации учащимся. Как их можно применить, если учесть, что все часы и недели учебного года оплачиваются полностью (в том числе каникулярное время, резервное время и дни, предусмотренные для промежуточной аттестации).
Индивидуальные расписания преподавателя и табель учета отданных часов, подаваемых в бухгалтерию, учитывают все рабочие недели года. Что значит фраза СВЕРХ НАГРУЗКИ? Чем отличается консультация от обычного урока? Зачем вводить в практику школы условия, которые существуют в СУЗах, где предусмотрено сессионное время и порядок оплаты часов совсем другой?
2. Условия приема в школу лишают большое количество ребят (старше 12 лет) возможности обучения в школе - как правило, это гитара, инструменты джазового оркестра, некоторые духовые инструменты.
3. Вы настаиваете на обязательном введении ФГТ по всем программам, и нигде не прозвучало, как и в какой форме может быть реализована программа общеэстетического образования в музыкальной школе.
Ответ: 1. При обсуждении с директорами школ технологии внесения консультационных часов в тарификационные списки было найдено решение, которое устраивает большинство руководителей. А именно, консультационные часы прописывать общей суммой, которая указывается в конце тарификации. Приказом директора устанавливаются выплаты преподавателям по факту проведения консультаций. При этом педагогические работники должны обязательно вести журнал консультационных занятий (или оформлять вкладыш к журналу). Консультационные часы оплачиваются сверх недельной нагрузки, так как наши преподаватели получают зарплату за годовую нагрузку равномерно ежемесячно. Консультационные часы указаны в ФГТ сверх часов по учебным предметам, следовательно, и в тарификации Вы должны указать их сверх часов еженедельной нагрузки. Консультационные часы могут проводиться в резервную неделю и рассредоточено, в течение учебного года. Условия приема с точки зрения возраста поступающих прописаны в ФГТ. 2. Возрастной диапазон детей, поступающих в детскую школ искусств, - большой, ведь до 12 лет, это значит и 12 лет 11 месяцев - это уже подростки. 3. Требования к общеразвивающим программам будут разработаны Министерством культуры Российской Федерации.
Вопрос: Возможно ли зачисление в 1 класс учащихся из числа кандидатов в течение учебного года, если они с 1 сентября посещают все предметы учебного плана. Если это возможно, то как правильно оформить зачисление кандидатов?
Ответ: Понятия "кандидат" как особого статуса обучающегося в законодательстве нет.
Вопрос: Скажите пожалуйста, наполняемость класса по хореографии должна быть не менее 11 или 14 человек, а если у нас нет такого количества детей, что делать? Как быть в этом случае?
Ответ: Применяйте мелкогрупповую форму - от 4-х до 10 человек.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, можно ли открыть хореографическое отделение на базе музыкальной школы без переименования в ДШИ?
Ответ: В данном случае переименование необходимо.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему нет 5-летней предпрофессиональной программы для детей 10-12 лет по фортепиано и струнно-смычковым инструментам
Ответ: Доказательной базой, определяющей специфику детских школ искусств (для включения этой специфики в законодательство об образовании и создания особой законодательной базы для ДШИ), являлось обоснование принципа как можно более раннего начала обучения детей (особенно по таким инструментам, как фортепиано и скрипка). Вы знаете, как специалист, что это связано и со спецификой физического развития, формирования исполнительского аппарата и т.д. Дети 10-12 лет - практически уже подростковый возраст, организация обучения и методика - особые, стратегия обучения в основном - ознакомительная, "для себя". Поэтому в пространстве предпрофессиональных программ 5-летний срок обучения был исключен. Если появятся очень способные дети в данном возрасте - примените к ним сокращенные программы.
Вопрос: Наша школа была реорганизована: три музыкальные школы слились в одну - школу искусств. Школа ведет образовательную деятельность в трех населенных пунктах - поселках (учебных классах), с 1 сентября перейдет на новые программы. Можем ли мы в одном учебном классе - поселке работать по новым предпрофессиональным программам, а в других - по старым?
Ответ: Думаю, что можете.
Вопрос: Могут ли учащиеся первых классов "Фортепиано" предпрофессионального уровня и общеэстетического посещать уроки сольфеджио вместе, если содержание программы по этому предмету одинаково? И может ли быть содержание этих программ одинаковым? А также могут ли учащиеся предпрофессионального уровня разных специальностей (например, "Хор" и "Фортепиано") посещать уроки сольфеджио в одной группе?
Ответ: Предпрофессиональные и общеэстетические (общеразвивающие) - принципиально разные программы, в одной группе могут быть учащиеся из разных предпрофессиональных программ, объединять в одной группе детей, обучающихся по предпрофессиональным и общеразвивающим программам - нельзя. Думаю, что исключения возможны только на первом этапе, когда учащихся по предпрофессиональным программам будет недостаточно, например, для формирования хора.
Вопрос: Почему за домашние задания в новой программе нет оценки 2? Что ставить ученику, если он не выполнил работу?
Ответ: Не все разработчики "решились" в критерии оценки включить двойку. Вы включайте, но в разделе "Критерии оценки" указаны оценки не за текущую успеваемость, а за промежуточную.
Вопрос: Наша художественная школа когда-то получилась из слитых трех школ в разных районах города. Поэтому теперь она базируется в трех помещениях по разным адресам. В ФГТ по программе "Живопись" есть требование наличия выставочного зала. Обязательно ли выставочный зал должен быть по каждому адресу? Или достаточно имеющихся на данный момент двух на три здания? И можно ли считать выставочным залом большое фойе, где обычно мы размещаем выставки работ обучающихся и проводим мероприятия в третьем здании?
И второй вопрос. ФГТ требует наличия библиотеки и обеспечение литературой обучающихся. У нас всегда был небольшой библиотечный фонд, которым пользовались преимущественно преподаватели. И в штатном расписании у нас всего 0,5 ставки библиотекаря на все три здания, находящихся в разных концах города. Приобретение литературы для учащихся нами запланировано. Но нашего библиотекаря на обслуживание их всех явно не хватит, да и помещений дополнительных нет. Есть ли смысл заключить договор с городской библиотекой на обслуживание наших ребятишек, тем более что их отделения занимают помещения в тех же зданиях, где и мы по двум из трех адресов? Или необходимо добиваться увеличения своих штатов?
Ответ: По Вашему описанию помещений у Вас вполне достаточно выставочных залов (или помещений, которые могут выполнять данные функции). Что касается библиотечных фондов, в новом законе "Об образовании в РФ" указан новый механизм реализации образовательных программ - сетевое взаимодействие, которое возможно между образовательной организацией и организацией культуры. В таком случае, вариант заключения договора с библиотекой будет уместен и оптимален. Пока данный механизм еще не работает, но думаю, в скором времени будут разработаны рекомендации по его применению.
Вопрос: В следующем учебном году мы перейдем на новые предпрофессиональные программы, но на фольклорном отделении мы решили работать по старым программам. Можем ли мы работать по старым программам и можем ли мы делать набор в первый класс по старым программам. Объясните, пожалуйста, про общеразвивающие программы.
Ответ: Набор в 2013 году Вы можете провести. По развивающим программам рекомендации будут немного позже. Понятно, что фольклор с 2014 года будет уже относиться к общеразвивающей программе, если Вы не перейдете на предпрофессиональную.
Вопрос: 1. Будет ли новый образец свидетельства об окончании ДМШ только для ФГТ или для всех образовательных программ?
2. Учредитель настаивает на указании в государственном задании сохранение контингента 100% по разным специальностям отдельно, не в целом по школе. Это невозможно в принципе - школа живой организм, кто-то переезжает, кто-то выпускается и т.д. Существует ли документ, регламентирующий процент сохранения контингента, или его может регулировать сама школа?
Ответ: Свидетельство установленного образца будет разработано только для предпрофессиональных программ. По поводу сохранности контингента могу сообщить следующее: по результатам мониторинга, проведенного в 2010 году, средняя сохранность контингента в детских школах искусств в стране - 50%. Ни в одной школе в стране 100% не было.
Вопрос: Чем руководствоваться при написании последнего раздела ОП - программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ?
Ответ: Обратите внимание, что в новых предпрофессиональных программах расширено понятие "виды деятельности" детской школы искусств. Помимо образовательной - еще три - творческая, методическая, культурно-просветительская. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения целей и выполнения задач образовательной деятельности (реализации образовательных программ). Как любой программный документ, данный раздел образовательной программы строится следующим образом: формулируются цели и задачи, прогнозируемые результаты перечисленных видов деятельности, указаны направления, приоритеты, виды мероприятий. Можно привести примеры мероприятий, которые традиционно и успешно проводятся школой.