Предмет «Музыка» является частью предметной области «Искусство» и имеет недельную нагрузку в объеме 1 учебного часа с 1 по 4 классы.
В федеральном государственном образовательном стандарте, начального общего образования (ФГОС НОО), введенном в действие с 1 января 2010 года, предмету «Музыка» посвящено несколько строчек, на основании которых учителю нужно разработать собственную учебную программу.
В настоящий момент Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано к использованию 4 учебно-методических комплекса различных авторов, помимо данных комплексов учителями музыки используется еще порядка 5-6 учебно-методических пособий, а также собственные разработки. Объединяет данные учебно-методические материалы одно – программа Д.Д.Кабалевского, на основании которой построены все пособия. Созданная много лет назад великолепным педагогом и музыкантом она эффективно воплощала его педагогические идеи массового обучения детей музыке, в руках его последователей она за десятки лет превратилась в «сухой» теоретический предмет, на котором дети изучают музыку, воспринимая ее через педагогический лекторий.
В результате становится практически недостижимой цель, сформулированная в ФГОС НОО: это сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Преодолевая данную проблему, в июне-июле 2013 года по заданию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец Министерством культуры Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации были разработаны требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» (для воспитанников детских садов (3-7 лет) и учащихся общеобразовательной школы (1-9 классы). В разработке примерной программы учебного предмета принимал участие Институт развития образования в сфере культуры и искусства.
Новая программа должна преодолеть узкую теоретическую направленность действующих программ, наполнить уроки музыки музыкой, активной деятельностью детей, связанной с хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах, слушанием музыки, в увлекательной форме изучением основ музыкальной грамоты. Разработка программы прошла под девизом «Верните музыку в школу!».
Новая программа требует и новых подходов в преподавании предмета, преодоления стереотипов, сложившихся в школе, она потребует от учителей музыки перестройки мировоззрения, взгляда на роль и содержание предмета.
Данные материалы были направлены для обсуждения в субъекты Российской Федерации, в обсуждении участвовало свыше 70 субъектов Российской Федерации и только в трех субъектах данный подход получил отрицательную оценку, в подавляющем большинстве регионов данные требования были одобрены, замечания регионов были учтены при разработке программы учебного предмета.
В ноябре месяце 2013 года силами двух министерств – образования и культуры - был проведен установочный семинар на базе Российской академии музыки имени Гнесиных для учителей музыки и координаторов из 16 субъектов Российской Федерации, который послужил началом апробации новой программы. На сайте Института развития образования в сфере культуры и искусства размещен фото отчет о проведении данного установочного семинара.
В настоящий момент практически впервые за последние годы организована совместная работа двух министерств по апробации программы с совместным участием представителей двух отраслей образования, участвующих работе организационной группы, экспертной группы, группы разработчиков.
Организатором апробации программы является Московский городской педагогический университет при активном участии Института развития образования в сфере культуры и искусства, а также двух образовательных организаций – Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» города Москвы и Детской хоровой школы «Пионерия» Московской области.
При этом дорожной картой апробации предусмотрено участие свыше 300 общеобразовательных организаций из 16 субъектов Российской Федерации. Повсеместное введение программы запланировано с 1 сентября 2015 года
17-18 мая 2014 года состоялся Всероссийский семинар-совещание региональных координаторов и учителей музыки по вопросам апробации программы учебного предмета «Музыка». В семинаре-совещании приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Московского городского педагогического университета, Института развития образования в сфере культуры и искусства, Городского методического центра Департамента образования города Москвы, представители 16 субъектов Российской Федерации. В рамках семинара были организованы мастер-классы на тему «Вокально-хоровая работа с младшими школьниками» силами педагогов Центра «Радость», а также посещение участниками семинара итогового концерта Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы», который прошел в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Выступления участников семинара-совещания из 16 субъектов Российской Федерации были посвящены итогам первого этапа апробации новой программы по предмету «Музыка», выявили проблемы и перспективы направления деятельности общеобразовательных организаций в рамках введения новых инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.