Вопросы по лицензированию и реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ

Вопрос: У нас БЕССРОЧНАЯ лицензия на осуществление образовательной деятельности по  образовательным программам: дополнительная общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство», дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство», дополнительная общеобразовательная программа «Раннее эстетическое развитие», дополнительная общеобразовательная программа «Общее эстетическое образование». Почему, имея бессрочную лицензию, нельзя принимать детей на обучение по этим программам?  

Ответ: Начать обсуждение данной проблемы нужно с вопроса - является ли наименование программ "дополнительные общеобразовательные программы" основанием того, что это программы, аналогичные образовательным программам, указанным в новом законодательстве об образовании. Да, в новом законе точно такое же наименование есть, это наименование, объединяющее два вида программ - дополнительные предпрофессиональные и дополнительные общеразвивающие (часть 4 статьи 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), которые и являются РЕАЛИЗУЕМЫМИ образовательными программами. Образовательные услуги по реализации данных программ являются предметом лицензирования (смотрите Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28 октября 2013 года № 966). В Приложении как раз и дается перечень "образовательных услуг по реализации образовательных программ". В нем под пунктами 16 и 17 указаны программы - предпрофессиональные и общеразвивающие. То есть сегодня  «дополнительные общеобразовательные программы» - это только общее наименование, объединяющее два вида дополнительных общеобразовательных программ – предпрофессиональные и общеразвивающие. Следовательно, лицензировать нужно предпрофессиональные программы (в соответствии с перечнем Минкультуры России), а это - особенные программы, содержание которых и сроки обучения по ним определены в ФГТ. "Инструментальное исполнительство" - такой программы предпрофессиональной нет, а есть - "Фортепиано", "Струнные инструменты" и т.д. Предпрофессиональные и общеразвивающие программы - это новые программы. В Вашем перечне "старых" программ есть программы, на основании которых Вы разработаете общеразвивающие программы в области искусств (это «общее эстетическое образование» и «раннее эстетическое развитие») с учетом новых требований к разработке таких программ.
В соответствии с частью 6 статьи 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
Что касается бессрочной лицензии, то в Положении о лицензировании есть большой раздел о "переоформления соответствующего приложения", переоформление применяется в случаях нового адреса, в случае реализации новых программ. Это пункты 15 и 17 Положения, например:
"17. При намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются эти образовательные программы, места осуществления образовательной деятельности по реализации этих образовательных программ и представляются следующие документы (копии документов) и сведения…".
Обращаем также ваше внимание на новые формы лицензии и приложения к ней, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1320. В новой форме приложения к лицензии будет указано право реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в рамках «подвида дополнительного образования», а это – «дополнительное образование детей и взрослых» (часть 6 статьи 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом форма заявления на переоформление – не изменилась, и наименования лицензируемых программ будут указаны именно в заявлении.

Вопрос: Наша Детская школа искусств решила со следующего года заключить со средней общеобразовательной школой договор о сетевом взаимодействии. Для нас это в новинку, подскажите, пожалуйста, какой пакет документов нам нужно собрать? Возможно, уже есть даже примерные договоры о сетевом взаимодействии?

Ответ: К сожалению, никаких официальных образцов таких договоров пока нет, требования к заключению такого договора есть только в статье 15 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При лицензировании данных программ договор о сетевом взаимодействии включается в комплект документов, предъявляемых к лицензированию.

Вопрос: Предпрофессиональная программа "Хоровое пение" предполагает группу  учащихся от 11 человек. Имеем ли мы право сделать набор 8 человек (два мелкогрупповых занятия)?

Ответ: Вы имеете право формировать группу от 4 до 10 человек (при утверждении хоровых занятий в мелкогрупповой форме).

Вопрос:  Если мы пролицензируем общеразвивающие программы, а набора на одну из них в этом году не будет, является ли это нарушением?

Ответ: Думаю, что нарушения не будет, только пропишите в соответствующем локальном акте, что набор на общеразвивающие программы объявляется... и далее укажите, что есть некое условие, на основании которого набор может объявляться не каждый год.

Вопросы:
1. В раздаточном материале Института развития образования в сфере культуры и искусства даны ГОТОВЫЕ  программы по ФГТ (министерство культуры РФ, г. Москва, авторы, составители, рецензенты - все есть!). Можно ли их использовать для лицензирования и дальнейшей работы по ним в школе?
2. Как разрабатывать общеразвивающие программы для раннего эстетического развития, где у нас традиционно обучаются дети с 4 до 6 лет, если в рекомендациях по написанию таких программ четко прописано, что "срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет для детей от 6 до 17 лет"?

Ответы:
1. Программы, размещенные на сайте Института развития образования в сфере культуры и искусства, конечно, вы можете использовать. На их основе вы должны разработать свои программы, при этом можете переработать разделы примерной программы в своей редакции, написать в пояснительной записке, что ваша программа разработана на основании примерной, что должен подтвердить ваш рецензент.
2. Рекомендации Минкультуры, направленные письмом от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, носят рамочный характер, вы можете самостоятельно для детей дошкольного возраста разрабатывать дополнительные общеразвивающие программы, при этом возраст детей, обучающихся в Вашей школе, должен быть указан в уставе.

Вопросы:
1. С сентября 2014 наша художественная школа имеет право делать набор только по предпрофессиональным и общеразвивающим программам или можем набрать и на наши старые, художественно-эстетической направленности?
2. Мы разрабатываем общеразвивающие программы с недельной нагрузкой 7-8 часов. Ведь та маленькая нагрузка, что указана в рекомендациях, сравнима с кружковой работой. А если больше? Если учредитель согласен, от кого я еще могу получить "нагоняй"?

Ответы:
1. Новый набор Вы можете осуществлять только на новые программы, указанные в части 4 статьи 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. В принципе "нагоняй" Вам не грозит, но лучше проанализировать, как будут сочетаться такие объемные общеразвивающие программы и предпрофессиональные, ведь у них принципиально разные цели, задачи и результаты. А вообще, по проекту новых СанПиН аудиторная нагрузка по общеразвивающим программам возможна до 10 часов в неделю.

Вопрос: Как должно правильно формулироваться название общеразвивающей программы в области музыкального искусства:
вариант №1:  Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  "Фортепиано" (или "Народные инструменты" и др.)                         
вариант №2: Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (а уже в учебном плане, как в вашем примере, на учебном предмете "Основы музыкального исполнительства" в скобках перечислять через запятую все  инструменты, на которых будет вестись обучение). 

Ответ: Я бы название общеразвивающей программы сформулировала так: "Основы музыкального исполнительства (по видам инструментов)". Дублировать названия предпрофессиональных программ - категорически не стоит.

Вопросы:
1. Прошу разъяснить отсутствие в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности организаций, подлежащих самообследованию»  и приложениям к нему показателей деятельности организаций дополнительного образования, реализующих предпрофессинальные образовательные программы (школы искусств ДМШ/ДШИ). Большинство показателей просто списаны со статистической формы ДО-1, которая к ДМШ/ДШИ не подходит, у нас всегда была статистическая форма 1-ДМШ. Объединения, секции, кружки и т.п. - не имеют отношения к ДМШ/ДШИ, это Дома культуры, дворцы пионеров, дома детского творчества и др.
Комитет по образованию СПб два последних года заставлял нас заполнять эту ДО-1. В результате Комитет по культуре направил в Комитет по образованию письмо, о том, что ДО-1 не имеет отношения к школам искусств.
2. Фонд оценочных средств каждый понимает по своему - от Камчатки до Санкт-Петербурга. Возможно ли разместить хоть какой-нибудь краткий пример этих средств по разным специальностям: инструмент, хореография, изо, театр?

Ответы:
1. Данный приказ мы разместили для того, чтобы наши школы учли те его положения, которые совпадают со спецификой деятельности детских школ искусств. Не учитывать совсем мы его не можем. При этом – данные показатели – лишь дополнение к той информации, которую вы предоставляете в соответствии с Порядком самообследования (вашей школой утвержденным), который должен включать и аналитику по предпрофессиональным программам.
2. Примерные фонды разработаны Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (но пока только для музыкантов, хотя на основании данных форм очень легко составить фонды и по другим программам).
Фонды оценочных средств в марте месяце будут размещены на сайте Минкультуры России и нашем сайте.

Вопрос: Вопрос в связи с ДПОП «Дизайн». В ФГТ к ней написано: «При реализации учебных предметов «Компьютерная графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением». Получается, что нам надо учитывать количество учебных часов за компьютером для детей в неделю на оба предмета, чтобы не получилось перегрузки по санитарным нормам. Существуют ли такие нормы на данный момент? или мы можем свободно написать 3 часа по одному предмету и 2 часа - по другому?

Ответ: Предпрофессиональная программа «Дизайн» имеет официальное разрешение - санитарно-эпидемиологическое заключение, следовательно, можете применять ее в полном объеме.
Конечно, с точки зрения охраны здоровья детей и здоровьесберегающих технологий - необходимо распределять учебное время внутри занятия таким образом, чтобы формы работы чередовались, и занятия у компьютера занимали часть урочного времени.

Вопрос:
У нас есть несколько школ, которые по ряду показателей (по площадям, по кадрам) не могут пролицензироваться. В связи с этим возникает вопрос, могут ли они реализовывать только общеразвивающие программы и сохранить статус ДШИ? И в целом, можно ли ДШИ реализовывать только один вид дополнительных общеобразовательных программ или все же нужно реализовывать и предпрофессиональные и общеразвивающие программы?

Ответ:
ДШИ может реализовывать один вид программ только в случае, если это программы - предпрофессиональные. Реализация только общеразвивающих программ как единственный вид образовательных услуг соответствует специфике таких видов организаций дополнительного образования как «дом (центр, дворец) детского творчества».
Подумайте, если какие-то школы самостоятельно не «вытягивают» предпрофессиональные программы, может воспользоваться сетевой формой реализации образовательных программ (статья 15 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Вопрос: Нужно ли лицензировать общеразвивающие программы? Сегодня мы были в отделе лицензирования и нам сказали, что общеразвивающие программы лицензировать не нужно, так как они являются преемственными с общеобразовательными программами художественно-эстетической направленности. Так ли это?

Ответ: Так как общеразвивающие программы являются принципиально новыми программами, введенными новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», их нужно лицензировать. Понятие – «преемственные программы» отсутствует в законодательстве. Есть понятие – «тождественные в части наименования» (часть 2 статьи 108 указанного закона). Тождественность наименования «дополнительные общеобразовательные программы» подтверждается новым законом (пункт 14 части 2 статьи 108), но – в соответствии с новым законом – «старое» название «дополнительные общеобразовательные программы» – это общее наименование  двух НОВЫХ программ – предпрофессиональных и общеразвивающих. Художественно-общеэстетические в новом законе не упоминаются. И уж если быть точными, то наши «старые» программы как раз более близки предпрофессиональным программам, чем общеразвивающим.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, за какой период составляется отчет по самообследованию? Если школа должна представить отчет к 1апреля 2014 г., то анализ делается за 2012-2013 учебный год? Или за другой период (3 года, 5 лет)?

Ответ: Отчет ежегодный, следовательно, оформляется по результатам календарного года, предшествующего дате 1 апреля.
Данные по отчету формируются в соответствии с анализируемыми мероприятиями: если речь идет о выпускниках, значит данные по последнему выпуску и т.д.

Вопрос: Мы ознакомились с Рекомендациями по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств в ДШИ по видам искусств. У нас возникли следующие вопросы:
1. Может ли школа изменять предложенное количество аудиторных часов по
годам и предметным областям (не выходя за пределы обозначенных 4-5 часов в
год)? Имеем в виду, в частности, Примерный учебный план для
дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства:
предмет по выбору представлен только в 1-2 классах, может ли он быть и в 3
классе, но при этом в первом классе - не 2 часа в неделю, а один? Иначе
говоря, можно ли в 1 классе из предмета по выбору один час "отдать" другой
предметной области, а в 3 классе этот час "забрать" у учебных предметов
исполнительской практики?
2. Как оформлять выбор "учебного предмета по выбору" (в Рекомендациях
сказано, что выбор данного предмета осуществляется с учетом мнения
родителей) - педсоветом, решением родительского собрания?
3. Может ли изменяться количество учебных предметов внутри предметной
области: к примеру, для музыкантов в предметной области "Учебные предметы
исполнительской подготовки" оставить только один предмет "Основы
музыкального исполнительства" на 2 часа в неделю?
4. Сроки приема учащихся на общеразвивающие программы должны совпасть с
набором на дополнительные предпрофессиональные программы или они могут не совпадать - может ли школа «добирать» учащихся в течение учебного года - в сентябре или др. месяце?

Ответ: Вы можете сами самостоятельно разрабатывать общеразвивающую программу, включая учебный план, сроки обучения и т.д. Документ Министерства культуры носит рекомендательный характер.
Порядок приема на общеразвивающие программы вы также разрабатываете самостоятельно, но сроки приема лучше устанавливать общие – для предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Вопросы: Учредитель нашей школы - управление образования. Нам для работы прислали новую форму Устава. Новый устав очень лаконичен, некоторые моменты в нем просто не прописаны. Прошу Вас дать свои рекомендации, что еще нужно включить в Устав.
И еще некоторые вопросы. 1. Надо ли включать Совет родителей в Устав? 2. Надо ли перечислять программы. 3. Для того, чтобы пустить в действие положение "О порядке формирования и использования целевых взносов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц в ДМШ" надо ли создавать попечительский совет.

Ответ: Сегодня, действительно, устав может определять самые существенные стороны жизни образовательной организации, так, как указано в статье 25 нового закона "Об образовании в РФ".
Соответственно, образовательная организация сама должна решить, что она будет включать в устав, а что - в локальные акты. Возможен и другой подход – правовые нормы указываются в уставе – и подробнее - раскрываются в локальной акте.
На нашем сайте Вы можете найти Карту локальных актов, в ней как раз указаны все существенные правовые нормы нового законодательства, требующие от образовательной организации правовой разработки.
Как рекомендация – в устав нужно включать правовые нормы, определяющие основы функционирования всех органов управления школы. На мой взгляд, подробно перечислять в уставе реализуемые образовательные программы - не нужно (следует указать на возможность реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств (если есть общеразвивающие). Например, можно указать, что «реализуются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, разработанные в соответствии с ФГТ». Необходимо указать также все позиции статьи 83 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
По поводу попечительского совета – образовательная организация принимает решение о его создании самостоятельно. Прямой связи между целевыми взносами и попечительским советом как контролирующим, распределяющим или привлекающим целевые взносы, добровольные пожертвования – нет.

Вопрос: В связи с выходом новых нормативных документов: «Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 28.10.2013 N 966, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013, у руководителей детских школ искусств возник ряд вопросов по организации образовательной деятельности.
Во всех документах в соответствии с федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» указаны только два вида дополнительных общеобразовательных программ: общеразвивающие и предпрофессиональные.
Вопрос 1.  Как нормативно закрепить реализацию программ художественно-эстетической направленности со сроком реализации 5-7 лет, по которым обучаются дети в 2-7 классах? Будут ли они переименованы в общеразвивающие?
Если будут переименованы, как применять сроки реализации 3-4 года, указанные в рекомендациях?
Вопрос 2. Как реализовать программы для детей дошкольного возраста:
- как ФГОС дошкольного образования с лицензированием основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования?
- как дополнительные общеразвивающие программы?
- в рекомендациях по реализации дополнительных общеразвивающих программ указан возраст детей от 6 до 17 лет и сроки реализации 2 г. 10 мес. и 3 г. 10 мес., можно ли данные программы реализовать для детей от 0 до 17 лет со сроками реализации 5-7 лет?

Ответ: Никаких "переименований" быть не может, "старые" программы - это и не общеразвивающие и не предпрофессиональные; в сущности - в основном из них "родились" именно предпрофессиональные программы, а не общеразвивающие. Но такой правовой нормы как «переименование задним числом» - не бывает. Данные программы продолжают действовать на основании статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации: Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».
А также части 3 статьи 108 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: «Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом».
При этом тождественность программ (часть 2 статьи 108), подпадающих под наименование «дополнительные общеобразовательные программы», должна определяться с учетом того, что «дополнительные общеобразовательные программы» сегодня - это две новые программы – дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Поэтому для старых программы («дополнительных общеобразовательных художественно-эстетической направленности» применяем статью 4 Гражданского кодекса
«Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие».
Общеразвивающие программы - это действительно новые программы, в Рекомендациях Минкультуры России отражено общее представление об этих программах, как иных по целям, задачам, результатам и, соответственно, объемам и срокам реализации, именно  - по сравнению с предпрофессиональными программами. Если вы их видите близкими к предпрофессиональным - разрабатываете свои программы, включая учебные планы, при этом обосновываете недельную нагрузку и сроки обучения. В случае реализации программ, связанных с вокальным искусством, например, можно так и поступить. Считаем, что увеличивать сроки на реализацию общеразвивающих программ необходимо только в особых случаях, в том числе, при реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В случае  реализации программ для детей дошкольного возраста речь может идти только о ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ программах, а не об основных (ФГОС применяется именно к основным программам дошкольного образования). Уточняем - дополнительных общеразвивающих программ в области искусств. Следовательно, данные программы нужно также лицензировать, указав сроки и возраст детей. По аналогии с ФГОС дошкольного образования этапы дошкольной общеразвивающей программы могут быть ориентированы на следующие возрастные группы - 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Вопрос: При разработке Положения об организации образовательной деятельности в ОУ необходимо учитывать содержание и организацию образовательного процесса только по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам или нужно внести содержание и организацию образовательного процесса по дополнительным образовательным программам, по которым работали и работаем по сегодняшний день?

Ответ: Если Вы разрабатываете данное Положение, в нем должна быть отражена ВСЯ образовательная деятельность школы.

Вопрос: Вопрос по приказу Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств». Сегодня данный документ вступил в силу? Необходимо ли принять его как руководство к действию в предстоящий прием детей на обучение?

Ответ: Именно на основании данного приказа Вы и должны осуществлять прием на предпрофессиональные программы, разработав предварительно на его основе свой локальный акт.

Вопросы:
1. Какова форма отчета по самообследованию в школах искусств?
2. Можно ли увеличить количество часов сверх учебного плана общеразвивающих
программ за счет бюджетного финансирования?

Ответы:
1. Институтом развития образования в сфере культуры и искусства разработан локальный акт «Примерный порядок проведения самообследования и утверждения отчета о результатах самообследования образовательной организации», который будет рассмотрен на семинарах Института в марте месяце. Данный локальный акт должен быть у Вас обязательно, Вы его можете разработать самостоятельно. На основании данного локального акта Вы проведете самообследование и зафиксируете результаты в отчете.
2. По поводу общеразвивающих программ - Рекомендации, разработанные Министерством культуры РФ, - документ рекомендательного характера, Вы можете увеличить количество часов недельной нагрузки, но - при принципиально различных целях, задачах, ожидаемых результатах в сравнении с предпрофессиональными программами. Недельная нагрузка все-таки у предпрофессиональных и общеразвивающих программ должна быть принципиально различной. Конечно, Вы решаете вместе с учредителем структуру контингента своей школы в рамках бюджета (муниципального задания), общеразвивающие программы могут быть «бюджетными», могут - если Вам необходимо - реализовываться за счет "заказчика" (внебюджетные средства).

Вопрос: Хотелось бы задать вопрос по общеразвивающим программам. Мы понимаем, что за разработку программ отвечает школа. Но в рамках предложенных рекомендаций мы не увидели никакой возможности организовать прием учащихся на отделение общего эстетического образования. А можно ли включить в учебный план программы в области музыкального искусства предмет из перечня, соответствующего другому виду искусства? То есть предметом по выбору для музыкантов может быть, например, предмет «основы изобразительной грамоты и рисование» и наоборот.

Ответ: Думаю, что в перечень предметов по выбору можно включать практически любой предмет, хотя бы с краткой аргументацией о его "пользе" в рамках данной программы. Что касается приема, то есть, отбора детей, - то, действительно, согласно действующему законодательству отбор может быть только в рамках приема на предпрофессиональные программы.

Вопросы:
1. Рецензия на предпрофессиональные и общеразвивающие программы нужна обязательно?
2. Рецензентами должны быть преподаватели из музыкального колледжа или все-таки рецензии могут дать преподаватели других школ искусств? Дело в том, что за рецензию наши преподаватели оплачивают из своих денежных средств, так как такие услуги музыкальное училище официально не оказывает.

Ответ: Обязательность рецензий к программам учебных предметов в официальных документах отсутствует.
Но при проверке органов контроля и надзора за соблюдением законодательства (а это официальные плановые и внеплановые проверки) качество разработанных программ как раз и подтверждается рецензентами, и школам лучше самим их отрецензировать, чем давать повод проверяющим осуществлять их экспертизу.
Что касается статуса рецензентов, то он тоже нигде официально не обозначен, считаем, что заслуженные и уважаемые преподаватели наших школ также могут быть рецензентами, очень важно - рецензентами должны быть специалисты в данной области (балалаечник рецензирует программу по балалайке, теоретик – программу по сольфеджио и т.д.).

Вопрос: Должны ли входить общеразвивающие программы в муниципальное задание, или это – платные образовательные услуги? Как оплачивать преподавателям часы в рамках общеразвивающих программ - по ставке младших или старших? По новому положению о лицензировании в ДМШ или ДШИ должен находиться пищеблок и медблок. Во многих школах нет условий для выполнения данного пункта. Как быть в таком случае?

Ответ: 1. Какие программы (образовательные услуги) будут включены в бюджетное финансирование (в муниципальное задание) школа определяет самостоятельно по согласованию с учредителем: это могут быть и дополнительные общеразвивающие программы.
2. Поскольку нормирование оплаты труда реализации новых образовательных программ – дополнительных общеразвивающих – пока законодательно не установлено, руководителям образовательных организаций необходимо локальными документами установить норму труда при реализации дополнительных общеразвивающих программ.
3. По поводу обеспечения питанием и медицинского обслуживания в новом законодательстве даны общие требования к образовательным организациям без дифференциации на типы и виды образовательных организаций (пункт 15 части 3 статьи 28; пункт 1 статьи 37; части 2, 3 статьи 41), без учета специфики каждого из них. В новом проекте СанПиН нет обязательности по обеспечению питанием, так же, как и в еще действующих СанПиН (в большинстве ДШИ просто нет и никогда не планировались проектами помещения для организации питания, а питание для детей - это особые санитарные требования). Сейчас в основном в регионах при лицензировании новых образовательных программ требований по организации питания не предъявляются.
Советую, если возникнут сложности, объединяться со школами и учредителями Вашего региона для того, чтобы определиться, что из требований закона применяется к ДШИ, а что – нет, в соответствии с этим – что можно требовать от ДШИ, а что – является требованием избыточного характера. Ведь в современном законодательстве, например, есть общее требование по организации занятий физической культурой и спортом - можно тогда по этой логике предъявить и нашим школам такие требования, что абсурдно по сути.
К тому же, перестраивать и реконструировать тысячи зданий под помещения для организации питания – не возможно.
По поводу медицинского обслуживания - согласно части 3 статьи 41 нового закона "Об образовании в РФ": "Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников". Если предъявляются к нашим школам требования по медицинскому обслуживанию, школам нужно обратиться в местные органы управления здравоохранением, чтобы они данную ситуацию прокомментировали – как они будут осуществлять медицинское обслуживание детей, которые приходят в школу на несколько часов, готова ли система здравоохранения направить в каждую нашу школу по медицинской сестре?

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить зачисление учащихся в  течение учебного года в 1 класс вместо отчисленных учащихся? Учредитель требует законное основание. Подскажите, есть ли такой закон.

Ответ: Принимать в течение года Вы сможете на сокращенные программы, такое право по новому законодательству есть, оно прописано в ФГТ, конечно, при этом необходим разработанный и утвержденный ДШИ локальный акт.

Вопрос: Помогите разобраться в следующем вопросе. Мы - Детская музыкальная школа, реализующая предпрофессиональные программы. В соответствии с требованиями действующих СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г. площадь учебных кабинетов должна быть не менее 12 кв. м. (для индивидуальных занятий) и не менее 36 кв. м. (для групповых
предметов). В соответствии с ФГТ – учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м. Наше здание по площадям соответствует требованиям ФГТ, но не соответствует требованиям СанПиН, в результате - Роспотребнадзор требует увеличения площадей, аргументируя свое требование отсутствием новых СанПиН, в которых законодательно было бы закреплено требования по площадям, как в ФГТ. Нашему учреждению в ближайшее время грозит судебное разбирательство. Помогите, пожалуйста, в разъяснении сложившейся ситуации.

Ответ: Готовятся новые СанПиН для дополнительного образования, где будет прописано, что эксплуатация здания образовательной организации дополнительного образования происходит в соответствии с его планировкой - это абсолютно правильное решение, которое снимает многие проблемы. Выдержка из проекта новых СанПиН: "1.3. Ранее построенные здания организаций, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены".
Кроме того, там будет отдельное приложение для ДШИ  с особым режимом учебного процесса.

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что недельные 3-4 часа по рисунку (программа "Живопись") необходимо разбивать на 2-3 дня, так как в новых СанПиН сказано, что нельзя заниматься по одному предмету более 1,5 часов в день, для художников это очень мало, особенно в старших классах. 

Ответ: В новой редакции СанПиН (которая скоро будет опубликована) – каждое занятие – не более 2 часов  по одному предмету.

Вопрос: Помогите разобраться в учебных планах новых общеразвивающих программ. В примерном учебном плане для дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства указано определенное количество часов и большой перечень возможных предметов. Этими предметами можно заменить указанные часы или можно к ним добавить еще? Если можно, то сколько? Ведь коллективы от 3-годичных программ пострадают. К третьему году обучения, дети только вырабатывают навыки игры при двух или полутора часах специальности, и они только приходят в оркестр. Но время обучения закончилось! Получается, каждый год новые участники? Поясните, пожалуйста.

Ответ: Общеразвивающие программы школа разрабатывает самостоятельно, в том числе, учебные планы. Предлагаемые учебные планы Вы можете использовать как некую основу, предметы включаете те, которые Вам необходимы, перечень предметов, который дополняет каждый учебный план в Рекомендациях, - это возможные варианты комплектования учебных планов. Вы можете увеличить или уменьшить срок обучения, можете предложить вторую ступень (то есть после трехлетней программы еще 1-2-3 года для детей, желающих играть в оркестре, например). Только надо понимать, что основу творческих коллективов у вас будут составлять дети, обучающиеся по предпрофессиональным программам. Для формирования оркестра необходимо очень большое количество учащихся, а совмещение в учебном плане коллективов предпрофессиональных и общеразвивающих программ – не возможно, это разные программы, разные учебные планы и т.д. В исключительных случаях вы можете объединять детей в «сводные» коллективы.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста,  в художественной  школе до ФГТ  обучались 4 года, сейчас - 5 лет по ФГТ. Нас учредитель принуждал обучать по 8-летней программе, мы отстояли 5 лет. Нам сказали, что художественная школа ничем не отличается от школы искусств, это и есть ДШИ. Есть ли разница?
В художественной школе всегда была оплата по старшим классам. Подскажите, пожалуйста, какие документы говорят, что все осталось по-прежнему.

Ответ: В приказе Минобразования и науки № 2075 от 24 декабря 2010 года о продолжительности рабочего времени (норме часов) нет четких формулировок о норме труда в детской художественной школе как разновидности детской школы искусств пятилетнего срока обучения (в данном документе идет речь о школах общего художественного образования с 5-летним сроком обучения, школ с таким наименованием сегодня не существует).
Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена новая редакция данного приказа.
Следовательно, в отсутствии  четко сформулированных норм в области трудового законодательства, руководитель образовательной организации должен принимать такое решение, которое не ухудшило бы условия оплаты труда работников образовательной организации при сохранении всех условий педагогической деятельности.
В рамках предпрофессиональной образовательной программы "Живопись" 4-летний срок увеличен на 1 год при сохранении нижней границы возрастного уровня учащихся. Следовательно, принципиальных оснований для изменения нормы труда нет.
В связи с вышесказанным, предлагаю руководителю школы принять решение о сохранении нормы труда в объеме 18 часов для преподавателей своей школы.